1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………….…………………..…3 1.2. Цели и задачи основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования……………………………..6 1.3. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования…………………………………………………………………………..…..7 1.4. Значимые для разработки дополнительной образовательной программы «Лего-конструирование» научные основы и базовые идеи реализации программы………………………………………………………………………………..9 1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование»…………………………..11 1.6. Педагогическая диагностика освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Лего-конструирование».........……12 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста……………….………………………………………………..………………..14 2.2 Содержание программы и отличительные особенности ….……..…….17 2.3. Направления, формы, способы, методы и средства реализации дополнительной образовательной программы «Лего-конструирование……………...18 2.4. Календарно-тематическое планирование……………………………………21 2.5. Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников……………………..28 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми ……………………………………31 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания……………………………………………………………………………….32 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа «Лего - конструирование» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения, региона (Среднего Урала) и муниципалитета (Чкаловский район, г. Екатеринбурга), образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". 6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13). 7. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р). 8. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы, утвержденной 3аконом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N~ 15103 «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы». 9. Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренным Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N~ 453-УГ «О проекте «Уральская инженерная школа». 10. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы 3 образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N~919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года». 11. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 02.03.2016 N~ 127-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Уральская инженерная школа» на 2016-2020 годы». Дополнительная образовательная программа «Лего - конструирование» определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Реализация Программы ориентирована на: ‒ создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и творческих способностей ‒ обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, познавательной, исследовательской, речевой. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе. ‒ ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды для развития воображения, инженерного мышления и технического склада ума. Актуальность. МАДОУ № 586 «Остров детства» расположено в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области. Свердловская область является одним из важнейших промышленных регионов России. В структуре промышленного комплекса доминируют черная и цветная металлургия (соответственно 31 % и 19 % объёма промышленного производства), обогащение урана и железной руды, машиностроение. Среди машиностроительных отраслей преобладает тяжелое машиностроение, в том числе ориентированное на нужды ВПК. Важнейшими предприятиями машиностроительного комплекса области являются Уралвагонзавод , Уральский завод тяжелого машиностроения, Уралэлектротяжмаш, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уральский завод гражданской авиации. В Свердловской области расположен крупнейший химический завод России, производящий синтетические смолы — Уралхимпласт. Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в Российской Федерации промышленной продукции. Доля промышленного комплекса составляет около 30 процентов в структуре валового регионального продукта Свердловской области. 4 Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе. Устойчивое функционирование и развитие промышленного сектора экономики, как в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке, так и с учетом задачи обеспечения импортозамещения в промышленности и потребительском секторе, требует поиска путей для существенного повышения эффективности производства уже освоенной продукции и для опережающей разработки новых инновационных технологий производства и изделий, выпускаемых на их основе. Решение этой задачи невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации. На данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в работниках следующих специальностей: инженер металлообработки, инженер промышленной электроники, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-сварщик, наладчик станков с числовым программным управлением, химик-технолог, инженер-лаборант. Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов. Доля специалистов высшего уровня квалификации составляет лишь 5 процентов от заявленной работодателями потребности. Указанный дефицит приобрел затяжной характер вследствие сложности процесса инвестирования в человеческий капитал, причем нехватка квалифицированных специалистов наблюдается на всех стадиях воспроизводства жизненного цикла промышленной продукции. Для решения этой социально – экономической проблемы с 2015 года в Свердловской области стартует программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа "Уральская инженерная школа". Вопрос необходимости возрождения уральской инженерной школы поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в программной статье «Сохраним опорный край Державы». По поручению главы региона в области была начата разработка проекта концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015 - 2020 годы. Губернатор рассказал в своей программной статье, что к своему 100-летнему юбилею Свердловская область должна выйти на новый уровень развития, обеспечить экономический рост, укрепление промышленного потенциала, которое немыслимо без тесной связки с уральской инженерной школой, и создания достойных условий жизни для всех уральцев, сохранения межнационального мира и согласия. Евгений Куйвашев очертил не только перспективы промышленного развития нашего региона, но и важность подготовки инженерных кадров. На заседании Совета главных конструкторов Свердловской области, где был представлен проект концепции комплексной программы «Уральская инженерная школа», разработанный по поручению губернатора, Евгений Куйвашев сказал: «Задача высшей школы - не просто выпускники с дипломами инженеров, а специалисты, востребованные на конкретных производствах. Задача промышленного 5 сектора - формирование особой инженерной среды, новой индустрии, включая развитие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, реальное функционирование инженерных структур, повышение эффективности работы инженерных кадров, повышение престижа инженерных профессий». По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Современные дети стремятся к познанию окружающей действительности, размышляют, строят догадки, проводят опыты и эксперименты, любят конструировать и создавать новое. Они с удовольствием пользуются возможностью проявить себя в качестве техников, инженеров, конструкторов. В соответствии с Комплексной программой «Уральская инженерная школа», утверждённой Указом губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ, мы решили разработать и реализовать дополнительную образовательную программу «Лего - конструирование». 1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование» Целью программы является : создание возможностей для развития у дошкольников способностей к научно - техническому творчеству, формирования научного мировоззрения и интереса к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла, творческой самореализации. Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения основных задач: - формирование и развитие у дошкольников интереса к моделированию, конструированию, техническому творчеству, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно – научного цикла; - формирование навыка сотрудничества: умение работать в коллективе и в команде; - развитие умения выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, - развитие умения планировать будущую работу, находить конкретное решение задачи и осуществление творческого замысла; - развитие инженерного мышления и технического склада ума; - воспитание самостоятельности; - воспитание ценностного отношения к продуктам своей конструктивной деятельности и труда других людей; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - знакомство с профессиями, связанными с изобретением и производством технических средств. 6 ‒ обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития инженерных способностей у детей; - реализация современных технологий (Лего-технологий, ИКТ, электронных образовательных ресурсов) позволяющих организовать групповую форму познавательно-игровой деятельности и реализовать коммуникативнодеятельностный подход, создать контекст для ситуации общения и сотрудничества. Дополнительная образовательная программа «Лего - конструирование» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие воображения, творческих способностей и инженерного мышления каждого ребенка. 1.3 Принципы и подходы к формированию образовательной программы «Лего - конструирование» дополнительной Реализация программы производится в соответствии с основными принципами дошкольного образования: ‒ поддержка разнообразия детства. Разнообразие рассматривается как ценность, образовательный ресурс и предполагает разнообразие образовательного процесса, с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства, позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; - полноценное проживание ребёнком этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; ‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования; 7 ‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений – предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование» . Каждый участник имеет возможность внести свой вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решение, брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями; ‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ‒ сотрудничество ДОУ с семьёй. Сотрудничество с семьей открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе. предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах; ‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. - индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности, возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для этого необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление возможности ребенку в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка; ‒ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, важно использовать все специфические виды детской деятельности опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать основным законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности; - уважение личности ребенка; - реализация дополнительной образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной, проектной и исследовательской деятельности, которые позволяют комплексно формировать у дошкольников интерес к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно – научного цикла; 8 - сетевое взаимодействие и партнёрство с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести свой вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития. ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, фестивалей, выставок, а также удовлетворению особых потребностей детей. 1.4. Значимые для разработки дополнительной образовательной программы научные основы и базовые идеи реализации программы: Научные основы дополнительной образовательной программы «Лего конструирование» связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития программы «Вдохновение» и Комплексной программы «Уральская инженерная школа». Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Базовые идеи программы: - идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. - идея о феноменологии современного дошкольного детства. - идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать, экспериментировать и творить. - идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности. Методологические подходы к реализации дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование» основаны на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Дополнительная образовательная программа «Лего - конструирование» построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, личностно-развивающего взаимодействия взрослых и детей, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала, воображения и инженерного мышления. В основе организации образовательного процесса в ходе освоения детьми дополнительной образовательной программы заложены идеи возрастного, личностного и деятельностного подходов в развитии детей дошкольного возраста. 9 Возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. Личностный подход. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития. Основные принципы личностного подхода: • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому. • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве. • Принцип амплификации развития (А.В. Запорожец) в противоположность принципу интенсификации. В самом общем виде этот принцип можно истолковать как расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности. В результате происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка, что существенно отличается от идеи развития путем его интенсификации, предполагающем ускорение в основном интеллектуального развития с целью, чтобы ребенок поскорее стал умнее и таким образом взрослее. При этом упускается из виду, что категория «взрослости» - это категория из области, прежде всего, личностного развития, а не интеллектуального. Деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Основные принципы деятельностного подхода: • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. • Деятельность является движущей силой развития ребенка. • Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец). При построении методологические принципы развития дополняются методологическими ориентирами. В качестве главных методологических ориентиров дополнительной образовательной программы определены следующие: 10 - в качестве основной цели ставить развитие ребенка, понимаемое как возможность самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, исследовательские); - решать задачи развития ребенка средствами и способами, адекватными законам его физического и психического развития; - за результаты освоения дополнительной образовательной программы принимать целевые ориентиры как качества ребенка, возникающие в виде новообразований к концу каждого возрастного периода; - исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и инструментальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ. 1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование» Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Настоящие требования являются ориентирами для: а) решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; б) изучения характеристик образования детей в возрасте от 3 до 7 лет; в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; 11 оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ. О положительной динамике освоения программного материала свидетельствуют следующие показатели: 1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 2.Развито умение применять свои знания при проектировании, программировании и сборке роботов и конструкций. 3.Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. 4.Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 5.Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 6.Имеются представления: - о деталях конструктора, способах и видах подвижных и неподвижных соединений; - об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; - о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; - о связи между формой конструкции и ее функциями; - о способах решения технических задач в процессе конструирования и программирования роботов. 1.6. Педагогическая диагностика освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы «Лего-конструирование» 1. 2. Вводная диагностика – сентябрь. Итоговая диагностика – май. Диагностика уровня знаний и умений Номер п/п Фамилия, имя Умение моделировать объекты по иллюстрации сентяб рь май Умение правильно конструировать модель по инструкции сентяб май рь Умение правильно конструировать модель по схеме сентяб май рь Умение правильно конструирова ть модель по замыслу сентяб май рь Умение моделирова ть сент ябрь май 12 Уровень требований, предъявляемых параметров, зависит от степени мастерства. Высшее мастерство: - красный Среднее мастерство: -синий Мастерство развито недостаточно: к занимающемуся по каждому из -зеленый Б) Форма представления результатов: •открытые занятия для родителей; •организация выставок детского творчества; •презентации своих проектов; •участие в конкурсах, соревнованиях. 13 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Становление конструктивной деятельности тесно связано с развитием пространственных представлений. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики и тесно связан с познавательной деятельностью человека (по О.В. Титовой). Анализ психологических исследований показывает, что к трём годам у ребёнка складывается системный механизм пространственной ориентировки, включающий определённые взаимосвязи зрения, кинестезии, статико – динамических ощущений, развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры. В конце третьего года жизни появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную деятельность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, цвету, величине. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель и умеет намечать план действия. В возрасте 3–4 лет у ребенка развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 - 4 слова и 5 - 6 названий предметов. Продолжает развиваться нагляднодейственное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в 14 качестве заместителей других. Дети хорошо усваивают некоторые технические приёмы работы: накладывание 4 – 5 кирпичиков ЛЕГО друг на друга, укладывают в ряд на столе, используют простейшие перекрытия. При знакомстве с деталями конструктора учатся осязательно – действенному обследованию . В возрасте 4-5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов способен придерживаться определенной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем – дополнительные части. Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Происходит развитие творческих способностей: дети придумывают будущую конструкцию и самостоятельно осуществляют поиск способов ее исполнения. В отличие от детей предыдущего периода, они уже могут распологать кирпичики ЛЕГО вертикально по четырёхугольнику, ставя плотно друг к другу или на определённом расстоянии (забор, ворота), изменять постройки, надстраивая их в высоту, длину. Педагогом используется образец, который позволяет определять , из каких частей сделана и с чего надо начинать создавать постройку. Закрепление полученных навыков конструирования способствует нахождению новых способов и решений, созданию более сложных построек и их украшению. Дети учатся анализировать прочность конструкции, стараются с помощью педагога её укрепить. Конструирование тесно связано с игрой, которая происходит по мере завершения постройки с использованием ЛЕГО – фигурок для обыгрывания построек. Для закрепления полученных навыков и развития творческой инициативы детей и самостоятельности, педагог может организовать конструирование по замыслу и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. К 5 годам ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, активно развивается воображение. В 5-6 летнем возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Дети с удовольствием решают задачи различной сложности, особенно соревнуясь с другими детьми, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание узнавать новое. Дошкольники способны проявлять старание и упорство. Проявляются элементы самоконтроля. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых. Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. 15 Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым и уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. В 5 лет дети хорошо управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами. Методы и приёмы работы с детьми несколько изменяются: в качестве образца могут использоваться фотографии, рисунки, иллюстрации. При этом основными становятся словесные методы: описание, напоминание, краткая беседа и др. Дети могут сами придумать свой вариант постройки, перенимают друг у друга конструктивные решения. В подготовительной к школе группе ( 6 – 7 лет) у детей сенсорные способности в основном уже сформированы, они начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность. Действия детей 6 лет скоординированы, у них уже хорошо развита мелкая моторика рук, они способны манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравится пробовать свои силы в новых областях. Полезно давать детям мелкие детали конструктора для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений. Учитывая это, выдвигаются более сложные задачи конструктивной деятельности. Широко используются чертежи, схемы, фотографии, рисунки. Дети могут конструировать по темам, по условиям. После завершения работы они способны проанализировать результат конструктивной деятельности. Образовательная деятельность тесно связана с игрой, которая возникает по инициативе детей. 16 2.2. Содержание программы и отличительные особенности Дополнительное образование в детском саду осуществляется в рамках дополнительной образовательной услуги по разработанной и утвержденной руководителем учреждения программе. Дополнительная образовательная услуга предоставляется на договорной основе. Дополнительная образовательная услуга осуществляется за счет внебюджетных средств (средств, родителей, на условиях заключенного договора) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Дополнительная образовательная программа «Лего - конструирование» обусловлена высокими образовательными возможностями, строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с конструкторами ЛЕГО выступают как способ исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Простота и универсальность использования конструкторов ЛЕГО способствуют совершенствованию мелкой моторики и координации движений, а также создают условия развитию воображения ребёнка, формированию его яркого и насыщенного внутреннего мира. Кроме того, развивают умения сравнивать, обобщать, следовать образцу, анализировать, классифицировать, работать в команде, помогать друг другу; развиваются концентрация внимания, наблюдательность, память, пространственное воображение, целенаправленность собственных действий; способствуют формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создают основу формированию учебных навыков. Рецепт успеха обучения по данной программе определен простотой в эксплуатации и неограниченностью возможностей конструкторов ЛЕГО. Собрал одну игрушку, включи фантазию и собери другую! ЛЕГО - это инструмент, с помощью которого можно решить любую проблему и найти ответы на все вопросы, конечно же в совместной деятельности со взрослым. Учитывая индивидуальные возможности детей, задачи необходимо ставить так, чтобы каждый ребенок нашел свой способ решения. Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач расширять кругозор ребенка в самых разных областях. Особенностью программы является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Содержание программы направленно на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности, формирование у дошкольников интерес к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно – научного цикла. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: Познавательное развитие: занятие, тематические мультфильмы, загадки, беседы, рассказы, игры. 17 Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры, сюжетноролевые игры и др. Художественно-эстетическое развитие: создание творческих проектов, моделей и конструкций, соответствующих техническим и эстетическим требованиям. Речевое развитие: умение вести диалог, составлять короткие рассказы для защиты собственных проектов и о созданной модели и т.п. Методические аспекты содержания программы Лего-упражнения выступают подготовительным этапом. Это система упражнений, направленная на развитие общих умений и знакомство с конструктором LEGO. В зависимости от возраста детей ход упражнения и содержание меняется. Лего-геометрия – это ознакомление с сенсорными эталонами: цвет, форма, величина, название деталей; применение знаний о признаке предмета на активном уровне. Дети самостоятельно экспериментируют с конструктором. Лего-конструирование. В ходе этого направления дети приобретают элементарные навыки конструирования (дорожки, мостики, домики, оградки), конструируют по образцу, по условиям и по замыслу, учатся читать простейшие чертежи, схемы. В лего-сказка, где дети создают героев сказок и используют их в своих играх. Можно использовать как уже известные сказки, так и придумывать новые, новых персонажей и сюжетные линии. Лего-мультфильмы. Просмотр мультфильмов с Лего-персонажами. На данном этапе дети приобретают опыт самореализации, учатся решать проблемы общения, учитывать чужую точку зрения. Подражают хорошим поступкам мультгероев. 2.3. Направления, формы, способы, методы и средства реализации дополнительной образовательной программы «Лего - конструирование» Содержание работы по дополнительной образовательной программе «Лего конструирование» ориентировано на развитие у дошкольников интереса к моделированию, конструированию, техническому творчеству, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно – научного цикла с техническим уклоном дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основные направления образовательной деятельности: развитие высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской, конструктивной и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности). При работе над созданием постройки или проекта используются разные формы образовательной деятельности: • Интегрированная образовательная деятельность • Групповая и подгрупповая образовательная деятельность • Игровая деятельность • Проектная деятельность • Творческие исследования 18 • Соревнования между группами. Дополнительная образовательная деятельность проводится во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 15 – 25 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Наполняемость группы до 10 детей, 6 занятий в месяц. Способы организации образовательной деятельности выбраны следующие: 1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании. Рекомендуется детям 3-4лет. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный развивающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. 2.Конструирование по модели. Рекомендуется детям 4-5 лет. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач эффективное средство активизации инженерного мышления детей. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу. 3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, условиям. Рекомендуется детям 5 – 6 лет. Из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. В результате такого способа организации образовательной деятельности у дошкольников формируются мышление и познавательная деятельность и технические способности. 4.Конструирование по замыслу Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. В результате такого способа организации образовательной деятельности дети учатся самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. 5. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. В образовательной деятельности используются разнообразные методы и приемы: • Метод наглядности предполагает рассматривание построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок. 19 • Репродуктивный метод способствует восприятию и усвоению готовой информации. Включает в себя собирание моделей и конструкций по образцу (схеме),упражнения по аналогу. • Информационно-рецептивный метод предполагает обследование деталей конструктора для знакомства с формой и определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления. Моделирование ситуаций. Совместная деятельность педагога и ребёнка, детей в группах и подгруппах. • Практический метод помогает использованию детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы – конструирование, сборка моделей, обыгрывание постройки. • Поисковый метод используется педагогом для решение проблемных задач и выполнение вариативных заданий. • Словесный метод включает в себя беседу, рассказ, инструктаж, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. • Игровой метод используется для организации детской деятельности, обыгрывания персонажей или сюжета. • Метод стимулирования и мотивации деятельности включает в себя создание игровых эмоциональных ситуаций, похвалу, поощрение. Средства реализации дополнительной образовательной программы «Легоконструирование»: предметные и сюжетные картинки, развивающие наборы ЛЕГО Эдьюкейшн, образовательные фильмы, мультфильмы, презентации, технологические карты, схемы построек, игрушки, ноутбук, интерактивная доска. Дополнительная общеобразовательная программа «Лего-конструирование» включает в себя три модуля: 1. Модуль предусматривает работу с конструкторами LEGO Doplo и рассчитан на детей 3-4 года. Цель: Развитие интереса к моделированию и конструированию. 2. Модуль предусматривает работу с конструктором 6176 «Основные элементы»; 9656 «Первые механизмы», 9660 «Первые конструкции» и рассчитан на детей 4-5 лет. Цель: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. 3. Модуль предусматривает работу с конструктором LEGO System и рассчитан на детей 5-6 лет. Цель: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. 20 2.4. Тематическое планирование Год обучения/возраст Тема Кол-во занятий по теме 1 Модуль. Работа с конструкторами LEGODuplo 1 год обучения (3-4 года) 1.Знакомство с конструктором. 1 2.Строительство дорожек для пешеходов 1 3.Строительство дорожек разной ширины для пешеходов и машин. 1 4.Ворота для заборчика. 1 5. Пирамидка 1 6.Башенка 1 7.Загон для коров. 1 8.Построим дорожку красного цвета. 1 9.Построим дорожку зеленого цвета. 1 10.Построим и сравним зеленую и красную дорожки. 11.Красный длинный поезд и красный короткий поезд. 1 1 12.Поезд зеленый длинный и красный короткий. 1 13.Строим башни. Красная и зеленая. 1 14.Постройка желтой башенки. 1 15.Башенка высокая желтая и низкая красная. 1 16.Построим синюю башенку. 1 21 17.Построим высокую синюю башню и низкие желтую, красную, зеленую башни. 18.Построим дорожки: узкую синюю и широкую синюю 19.Построим дорожки: узкая синяя и широкая зеленая. 1 год обучения (3-4 года) 1 1 1 20.Спрячем птичек в башенках разного цвета. 1 21.Построим для машин узкие и широкие гаражи. 1 22.Поезд длинный и короткий. Закрепление. 1 23.Строим кроватки для сказочных героев. 1 24.Строим обеденный стол. 1 25.Построим стульчики для сказочных героев. 1 26.Строим машину для зайчат. 1 27.Строим грузовик для песка. 1 28.Строим: скамеечку низкую, высокую. 1 29.Строим ворота для машин. 1 30.Построим заборчик с воротами. 1 31.Строим лесенку из кубиков одного цвета. 1 32.Строим широкую лесенку из кирпичиков одного цвета. 33.Построим лесенку такого же цвета как башенка. 34.Постройка широкой зеленой дороги для красных машин. 1 1 1 35.Отгородим желтый домик синим заборчиком. 1 36.Строим домик. 1 37.Строим домик с окошком. 1 38.Игра в зоопарк. 1 22 Всего занятий: 39.Строим лесенку. 1 40.Построим мостик для машин. 1 41.Строим мостик для людей. 1 42.«Идет бычок качается». 1 43.Самолет. 1 44.Кораблик. 1 45.Машина. 1 46.Грузовая машина. 1 47.Машина с прицепом. 1 48.Строительство машины с фургоном. 1 49.Кораблик. 1 50.Машины будущего. 1 51.Одноэтажный домик. 1 52.Домики для трех поросят. 1 53.Двухэтажный домик. 1 54.Выполнение построек на итоговую выставку. 1 54 23 Год обучения/возраст Тема Кол-во занятий по теме 2 Модуль. Работа с конструкторами 9656 «Первые механизмы», 9660 «Первые Конструкции»,6176 «Основные элементы» 12 год обучения (4-5 лет) 1.Вводное занятие. 2.Знакомство с конструктором 6176 «Основные элементы». 3.Игра «Волшебный мешочек» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 4.Игра «Сделай также» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 5.Игра «Угадай-ка» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 6.Игра «Запомни и повтори» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 7.Игра «Точь-в-точь» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 8.Игра «Близнецы» (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO) 9.Ориентировка в пространстве (работа с конструктором 6176 «Основные элементы» DUPLO). Игра-головоломка. 10. Знакомство с конструктором 9660 «Первые конструкции». 11.Равновесие (работа с конструктором 9660): башня; птичка; человек. 1 1 12. Равновесие : птичка 1 13. Равновесие : человек 14. Свободное конструирование работа с конструктором 9660 «Первые конструкции» 15. Прочность конструкции (работа с конструктором 9660): дом; стены; крыша 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 16. Прочность конструкции (работа с конструктором 9660): дом; стены; крыша 1 17. Свободное конструирование (работа с конструктором 9660) 18. Знакомство с конструктором 9656 1 19. Игрушка юла (работа с конструктором 9656) 20. Игрушка юла. Экспериментирование. (работа с конструктором 9656) 21. Игрушка вертушка (работа с конструктором 9656) 1 22. Игрушка вертушка. Экспериментирование (работа с конструктором 9656) 1 23. Игрушки (работа с конструктором 9656): качели. 1 24. Игрушки (работа с конструктором 9656): качели. Экспериментирование. 1 25. Свободное конструирование «Парк развлечений» 1 26. Транспорт (работа с конструктором 9656): парусник 27. Транспорт (работа с конструктором 9656): автомобиль. 1 28. Транспорт. Экспериментирование (работа с конструктором 9656): автомобиль. 1 29. Человек и спорт (работа с конструктором 9656): хоккеист. 1 30. Человек и спорт (работа с конструктором 9656): нападающий. 1 31. Человек и спорт (работа с конструктором 1 1 1 1 1 25 9656): вратарь. 32. Человек и спорт (работа с конструктором 9656): хоккеист; нападающий; вратарь. Экспериментирование. 1 33. Человек и спорт (работа с конструктором 9656): хокккейный матч. Год обучения /возраст 34. Проектная деятельность: «Моя комната» 1 35. Проектная деятельность: «Детская площадка» 1 36. Конструирование . Подъёмный кран 37. Экспериментирование Подъёмный кран . Экспериментирование 1 38. Проектная деятельность «На стройке». 2 39. Проект «Наш город». Выставка. 3 40. Проект «Город будущего». Выставка. 3 41. Свободная игровая деятельность. 3 Всего занятий 54 Тема 1 Кол-во занятий по теме 3 Модуль. Работа с конструктором LEGO System 1. Вводное занятие. 1. 2. Знакомство с конструктором LEGO System. 3.Игра «Волшебный мешочек» 4. Исследование цвета деталей. 3 год обучения Скрепление деталей. (5 – 6 лет) 5. Исследование формы и размеров деталей. 6.Игра «Сделай также» 1 1 1 1 1 1 26 3 год обучения (5 – 6 лет) Всего занятий 7.Игра «Угадай-ка» 8.Игра «Запомни и повтори» 9.Игра «Точь-в-точь» 10.Игра «Близнецы» 11.Ориентировка в пространстве 12. Игра-головоломка 13. Конструирование мебели. 14. Проект «Моя квартира» 1 1 1 1 1 1 2 4 15. Моделируем домашних животных по схеме. 16. Проект «Зоопарк» 17. Моделируем деревья и кустарники по схеме. 18. Проект «Заповедник» 19. Конструирование фигуры человека 20. Конструирование техники 21. Проект «Парад военной техники». Выставка. 22. Конструирование по замыслу 23. Конструирование мозайки 24. Конструирование Лего – открытки «Букет». Выставка. 25. Конструирование зданий Проект «Мой любимый детский сад». Выставка. 26. Проект «Любимый город». Выставка. 27. Проект «Город будущего». Выставка. 28. Конструирование по замыслу. Свободная игровая деятельность. 2 3 3 2 2 3 2 3 3 2 2 3 3 2 54 27 2.5. Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников В основе сотрудничества семьи и детского сада лежат положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы), определяющие необходимость партнёрства ДОУ с родителями, создания условий для активного участия и включение родителей в образовательный процесс, определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Отношения семьи и ДОУ: Сотрудничество – общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и вне семейном образовании. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка. В ДОУ родителям (законным представителям) предлагается активно участвовать в образовательной деятельности, т.к. родители (законные представители) могут привнести в жизнь ДОУ свои особые умения. Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная деятельность. Родителям (законным представителям) предлагается принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, фестивалей, конкурсов и т. д., они включаются в планирование родительских мероприятий самостоятельно и могут проводить их своими силами. Поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная взаимопомощь и взаимоподдержка. 28 Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу . Цели и задачи: 1. Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью реализации эффективной образовательной деятельности по развитию способностей к научно - техническому творчеству у дошкольников. 2. Обеспечение информационной открытости образовательной деятельности для семьи и всех заинтересованных лиц, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности. 3. Непосредственное включение родителей в дополнительную образовательную деятельность Содержание работы с родителями: Для реализации цели и поставленных задач педагоги для родителей проводят открытые занятия, консультации, родительские собрания, приглашают на праздники и развлечения, презентации технических изделий, создают буклеты и памятки, проводят фестивали технического творчества, привлекают к участию в конкурсах технических проектов разного уровня. Для обеспечения независимой оценки качества образовательного процесса педагоги проводят беседы и анкетирование родителей. Предполагаемый результат: - Реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями. - Повышение компетентности родителей в вопросе развития у дошкольников способностей к научно - техническому творчеству, формирования научного мировоззрения и интереса к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла, творческой самореализации. 29 ДОУ как открытая система "открытость наружу" Готовность сотрудничать с социальными институтами "открытость внутрь" Отношения ДОУ с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости ДОУ внутрь и наружу Вовлечение родителей в образовательный процесс Личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах Информационно-аналитическая и Поддержка родителей диагностическая деятельность Направления взаимодействия педагога с родителями Совместная деятельность педагогов Просветительская деятельность и родителей Для организации взаимодействия с социальными партнерами ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодёжи «Одаренность и технологии», Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — лицей № 180 «Полифорум», МАОУ № 197, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Центр развития ребенка – детский сад «Малыш» предполагается участие в фестивалях и конкурсах по Лего - конструированию. 30 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете дополнительного образования «Лего конструирование» должны обеспечивать: • игровую и познавательную активность детей; • двигательную активность, в том числе развитие мелкой моторики; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; • возможность самовыражения детей. Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете дополнительного образования «Лего- конструирование» создает возможности для успешного развития для развития у дошкольников способностей к научно - техническому творчеству, формирования научного мировоззрения и интереса к инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла, творческой самореализации;позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Обстановка, созданная в кабинете дополнительного образования «Легоконструирование» должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещении должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор. Кабинет не должен быть загромождён мебелью, должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить. Организуя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольном возрасте, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями дошкольников. В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С.). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Особое 31 значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению. Учитывая вышеперечисленные рекомендации кабинет дополнительного образования «Лего - лаборатория» оборудован рабочим столом и стулом педагога, детскими столами и стульями, шкафом для пособий и методической литературы, полкой для книг, стеллажами для конструкторов ЛЕГО и выставки построек, интерактивной доской, ноутбуком и нетбуками. • • • • • Оборудование и материалы для занятий с детьми Картотека схем построек Картотека предметных и сюжетных картинок по темам Наборы ЛЕГО Эдьюкейшн со схемами построек Картинный дидактический материал Медиатека презентаций, образовательных фильмов и мультфильмов Развивающие комплекты ЛЕГО Эдьюкейшн со схемами построек: «9090 Гигантский набор DUPLO», «9218 Дикие животные DUPLO», «45007 Большая ферма DUPLO», «9091 Дом DUPLO», «9215 Дочки - матери DUPLO», «9224 Городские жители DUPLO», «9071 Большие строительные платы DUPLO», «9079 Малые строительные платы DUPLO», «9389 Городская жизнь LEGO», «9335 Космос и аэропорт LEGO», «9286 Большие строительные платы LEGO», «9840 Моя первая история. Базовый набор», ПРОслова», 6176 «Основные элементы»; 9656 «Первые механизмы», 9660 «Первые конструкции», 9224 «Городские жители, наборы LEGO System. 3.2. Методическое обеспечение программы Нормативно – правовые документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая 32 деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". 7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13). 8. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р). 9. Стратегия социально-экономического развития Свердловекой области на 2016-2030 годы, утвержденной 3аконом Свердловекой области от 21 декабря 2015 года N~ 151-03 «О Стратегии социально-экономического развития Свердловекой области на 2016-2030 годы». 10. Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренным Указом Губернатора Свердловекой области от 06.10.2014 N~ 453УГ «О проекте «Уральская инженерная школа». 11. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловекой области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловекой области от 29.12.2016 N~919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловекой области до 2024 года». 12. Комплексная программа Свердловекой области «Уральская инженерная школа» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловекой области от 02.03.2016 N~ 127-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловекой области «Уральская инженерная школа» на 2016-2020 годы». 13. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 14. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») 1. 2. 3. 4. Методическая литература Аллан Бедфорд Большая книга LEGO – Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 256 с. Детское творческое конструирование: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. Университетов и колледжей / Л. А. Парамонова; Центр "Дошк. детство " им. А. В. Запорожца . – М. : Кара-пуз, 1999 . – 239 с. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов – ИПЦ Маска, 2013. – 56 с. Комарова Л. Г. Строим из лего: Моделирование логических отношений и 33 объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л. Г. Комарова. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 80 c., 5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО / Л. В. Куцакова. – М. : Сфера, 2015. – 240 с. 6. Мельникова О.В. Лего – конструирование Волгоград : Учитель, 2015. – 52 с. 7. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. 8. Перворобот LEGO WeDo». Книга для учителя, 2009, 59 стр. 9. Первые механизмы». Книга для учителя,2012, 82 стр. 10.Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 144 с. (Новый детский сад с любовью). 11. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. Интернет ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17 http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13 http://robotclubchel.blogspot.com/ http://legomet.blogspot.com/ http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/ Составители: Быкова Наталья Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Зорина Оксана Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории 34