Дополнительная образовательная программа Вокальная студия

Дополнительная образовательная программа
«Вокально-хоровой студии»
с детьми 4-7 лет

Составитель программы:
Музыкальный руководитель
Никитушева Ирина Сергеевна

Екатеринбург 2023

1. Пояснительная записка
Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем
любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает
условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное
исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их
содержание,
вызывает
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности. В пении успешно формируется весь комплекс
музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку,
ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Кроме
того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются
музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может
исполнять по своему желанию в любое время.
Программа «Вокально-хоровой студии» направлена на приобретение
детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на
художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие
детей.
Программа дополнительного образования составлена на основе
программы Э.Костиной «Камертон» и
М.Ю. Картушиной «Вокальнохоровая работа в детском саду».
Новизна заключается в том, что программа даёт возможность
организовывать в ДОУ хоровое пение, которое открывает для детей красоту
музыки, её волшебную силу. Программа в доступной игровой форме
знакомит ребят с начальными основами музыкальной грамоты. Даются
понятия о звукообразовании и звуковедении, многоголосии, певческом
дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения.
2. Актуальность
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для
приобщения детей к искусству, творчеству, музыке. Воздействуя на
эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает
влияние на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития
познавательных сторон личности.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов
музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается
эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания
ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно,
музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием
его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные
способности
детей.
Восприятие
музыки
требует
внимания,
наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии,
аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в
структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение
влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные
с изменением кровообращения, дыхания.
3. Педагогическая целесообразность
Эффективным
для музыкального развития
детей
является
формирование вокальных навыков в игровой форме, что позволяет на
занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и
ведет к более глубокому ее усвоению.
4. Цели
1. Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом
сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий,
средний, низкий).
2. Учить основам певческих навыков и умений.
3. Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки
самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.
4. Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные
способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности
детей.
5. Развивать музыкальные способности детей.
6. Охранять детский певческий голос.

5. Задачи
Ι. Обучающие:
1. Учить петь естественным голосом, без напряжения, постепенно
расширять диапазон.
2. Учить петь выразительно, передавая характер песни.
3. Учить чисто интонировать, правильно брать дыхание.
ΙΙ. Развивающие:
1.Развивать вокальные способности.
2.Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
3. Развивать и укреплять дыхание и голосовой аппарат.
ΙΙΙ. Воспитательные:
1. Формировать навыки работы в коллективе, коммуникативные умения.
2. Познакомить с основами этикета и правилами поведения в обществе.
3. Формировать навыки культурно-эстетического образа жизни.

Занятия проводятся с детьми 4-7-ми лет в музыкальном зале 2 раза
в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 мин.
Срок реализации 1 год.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при
коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи,
нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о
правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка
фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению
того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к
переутомлению нервной системы.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей
проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление
общего диапазона, уровень музыкальности и уровень усвоения певческих
навыков).
2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных
навыков, совершенствованию музыкальных способностей, работа над
исполнительской деятельностью.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.
Формой подведения итогов реализации программы дополнительного
образования является участие в концертах, выступлениях
перед
работниками, воспитанниками ДОУ и их родителями.
6. Предварительная диагностика
Программа
предусматривает
проведение
предварительного
обследования детей и с целью определения типа голоса и певческого
диапазона ребенка. Работу по постановке певческого голоса нужно начинать
с укрепления примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе
обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать
терции – кварты. Затем – голос развивается вниз, и только потом – вверх.
Начинать диагностику лучше всего с выявления речевых
характеристик:
Ребенок отвечает на заданные вопросы, а педагог, прислушиваясь к
звучанию его естественного речевого голоса, определяет его тип (высокий,
средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 ми1, си-бемоль - до-диез1).
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои
впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном
звучит, педагог предлагает ребенку спеть песню, какая ему нравится или
какую учили на музыкальных занятиях. Педагог пока не аккомпанирует
ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности.

Услышав, в какой тональности поет ребенок, педагог может поддержать его
аккомпанементом. В протоколе фиксируются: тип голоса по тембру и
примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их
слышит педагог во время пения песни).
По результатам проведенной диагностики каждая группа детей
делится на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами.
Детей со средними голосами, как правило, больше всего.
По подгруппам поются и распевки, и песни. В том случае, когда
педагог хочет дать детям какую-то песню дополнительно, ее можно предложить одной или двум подгруппам голосов или транспонировать в удобные
для них тональности; можно «разбросать» по подгруппам запев и припев,
первую половину запева 1 подгруппа (высокие и средние голоса), вторую
половину – 2 подгруппа (низкие голоса).
Карта обследования
ФИ ребенка

Примарная
речевая зона

Общий
диапазон

Примарный
диапазон

Тип
голоса

Таким образом, построенная работа с учетом природных данных
голосов способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию
голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей, в результате чего
видна динамика роста развития детей.
№

Диагностика уровня развития певческих умений.
Показатели (знания, умения, навыки)
Оценка (баллы)
0

1.

Качественное исполнение знакомых песен

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой
координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и
сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога

1

2

3

3 - справляется самостоятельно
7. Структура занятия
Основной формой организации деятельности детей являются
кружковые занятия.
Занятие включает в себя:
1) Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников на определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (вакализа, упражнений) следует в среднем,
удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может
быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений
является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее
продуктивности и конечного результата.
2) Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания
необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3)
Основную
часть. Работа
направлена
на
развитие
исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных
фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной
дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4) Заключительная часть. Пение с движениями, которые
дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и
запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
8. Методические обеспечение
1) Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
1. знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его
как стихотворение, спеть без сопровождения)
2. работа над вокальными и хоровыми навыками;
3. проверка знаний у детей усвоения песни.
2) Приемы, касающиеся только одного произведения:
4.
5.
6.
7.
8.

споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

9. настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
10. задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
11. обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
12. использовать элементы дирижирования;
13. пение без сопровождения;
14. зрительная, моторная наглядность.
3) Приемы звуковедения:
1.
2.
3.
4.

выразительный показ (рекомендуется A’capello);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни

8.1.

Форма организации занятий

Занятие — основная форма организации, в которой решаются
задачи формирования основ певческой деятельности детей.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию
певческих навыков классического типа по общепринятой методике
музыкального воспитания в ДОУ. При необходимости, с ребенком
проводятся и индивидуальные занятия. Способ организации детей на занятии
зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются
номера, развиваются актерские способности детей.

концертные

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является
демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей
участников. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными
действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся
остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме
пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по
жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и
воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все
занятия на всех этапах должны быть подчинены главной цели: увлечь детей
пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой
цели особенно важна творческая атмосфера. Нужно вызвать интерес к
разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому
процессу совместного пения.
8.2. В работе используются основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения,
разъяснение смысла и содержания песни.

сопровождающие

показ,

Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные
упражнения, дидактические игры, что повышает активность, развивает
сообразительность, одновременно и развивает музыкальные способности.

Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять
уверенность, осознание и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку
пению детей дает не только педагог, но и сами дети оценивают друг друга,
выделяя наиболее удавшиеся моменты.
8.3. Охрана детского голоса.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от
качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по
сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских
голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила
голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на
голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что
он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой
характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят
голосовые связки, но и понижают слух. Большинство песен для детского сада
соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Но часто дети
начинают петь взрослые песни, и хотя это нравится родителям, ребенку это
наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание
песни, поэтому вместо выразительного исполнения , наблюдается кривляние
или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится
художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в
повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при
температуре воздуха ниже 1 С и влажности выше 40-60%.
9. Учебный план
№

Форма занятий

1.

Хоровые занятия

2.

Концерты

Кол-во часов

Кол-во
занятий

10. Перспективно-тематический план.
1) Певческое дыхание
Цель: Вырабатывать у детей прочные навыки глубокого нижнереберного
Диафрагматического дыхания, правильного звукообразования.
Задачи: Соблюдать правильную певческую установку.
Учить умению экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его
на целую фразу.
Учить выработке навыков певческого дыхания.

Укреплять дыхательные мышцы
2) Певческое звукообразование и дикция
Цель: Вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно
звучащий однородно по всему диапазону. Развивать и расширять диапазон
вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь
естественным светлым звуком. Сочетать гласные и согласные звуки,
пропевая их в четком взаимодействии, используя скороговорки.
Месяц
Задачи
Сентябрь Укрепление
мягкого нёба,
расслабление
дыхательных
мышц.
Октябрь Укрепление
гортани.

Репертуар
«Поезд»
Дети становятся в ряд изображая поезд. Поезд
медленно трогается « пх – пх», всё быстрее и
быстрее, затем медленно останавливаются.

«Вечер»
Наступил вечер, насекомые летают по лугу.
Все заснули только стрекочет кузнечик, « тртр- тр» ( без голоса), кричит Филин «у-у-уу», кукушка « ку-ку-ку» .
Укрепление
Ноябрь
«Тихий голос»
голосовых
В центр выходит ребенок у него тихий голос.
связок.
Все вместе произносят звук «а» -сначала тихо,
затем все громче, наконец кричат. Потом по
сигналу, все резко замолкают, а тот кто в
центре продолжает кричать, пока у него не
кончится дыхание.
Декабрь Развитие
«Облако»
динамического
Дети закрывают глаза, произнося звуки,
слуха.
начинают двигаться по групповой комнате,
стараясь по звуку определить
местонахождение окружающих и не задеть.
Расширять
Январь
«Воздушный бой»
жизненную силу Дети изображают летающих
легких.
бомбардировщиков «в-в-в-в», истребителей «ии-и-и». Бомбардировщики сбрасывают
бомбы «в-в-в», взрыв «ч-ч-ч», истребители
стреляют из пулемётов « тр-тр-тр», идут на
таран «в-в-в-в». Орудия с земли стреляют
залпами « кх-кх-кх».
Февраль Развитие
«Лев»

голосового
аппарата
Улучшение
дикции

Март

Дети растопырив пальцы (когти) изображают
льва, готового к нападению. Сытого и т.д.
«Старый трактор»
Дети изображают трактор, который вот-вот
развалится.
«По-разному»
Объяснить детям понятия «легато», « нон
легато», «стаккато».

Укрепление
голосовых
связок,
голосового
аппарата,
дыхательных
мышц.
Воспитание
«Узнай по интонации»
выразительности Каждый ребенок по очереди изображает
и мимики
больного или сердитого, удивленного или
весёлого человека. При этом нужно
произносить с определенной интонацией
коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ахах-ах! Ох-ох-ох! Остальные дети должны
отгадать по выражению лица, всей позы
говорящего и интонации, кого изображает
ведущий.

Апрель

Май

3) Развитие музыкальных способностей, слуха и голоса
Цель: Развивать и совершенствовать музыкально-сенсорные способности
детей.
Месяц
Задачи
Репертуар
Развивать звуковысотный слух, умение
Сентябрь выделять низкий или высокий звук из
двух предложенных. Упражнять в
восприятии и различении звуков квинты.
Октябрь

Ноябрь

Учить детей четко произносить слова
песни, петь в подвижном темпе, точно
передавать ритмический рисунок песни.
Определять на слух звучание одного из
трех колокольчиков

«Гармошка»
Е.Тиличеевой
«Кто как идет?»
дид. игра
«Прибаутка» р.н.п.
«Отгадай
бубенчики» дид.
игра

Развивать звуковысотный слух.
«Гармошка»
Пропевать чисто большую секунду, петь Е.Тиличеевой

ритмично в умеренном темпе.
Упражнять в восприятии и различении
двух звуков, разных по высоте.

«Курица и
цыплята»
дид.игра

Декабрь

Развивать умение выделять высокий
звук, показывать рукой положение
высоких и низких звуков. Вырабатывать
напевное звучание.
Закреплять восприятие и различение
звуков септимы.

«Спите, куклы»
Е.Тиличеевой
«Качели»
дид.игра

Январь

Учить передавать веселый характер
прибаутки, чисто интонировать большую
секунду.
Упражнять детей в восприятии и
различении звуков квинты.

«Сорока-сорока»
р.н.п.
«Курицы»
дид.игра

Упражнять в чистом интонировании
поступенного движения мелодии вверх и
вниз в пределах октавы.
Воспринимать и различать три
ритмических рисунка, соответствующих
ритму звучания, трубы., дудочки,
свирели.

«Музыкальное эхо»
Е.Тиличеевой

Чисто интонировать малую терцию вверх
и вниз. Самостоятельно различать в
музыке усиление динамики.
Упражнять детей в различении тембров
звучания пианино, колокольчика и
дудочки.

«Солнышковедрышко»
В.Карасевой

Упражнять в чистом интонировании
мелодии, построенной на поступенном
движении сверху вниз. Добиваться
точного попадания на до1
Упражнять в различении громкого и
тихого звучания.

«Василек» р.н.п.

Петь протяжно, в медленном темпе,
протягивать ударные слоги, чисто
интонировать большую секунду.

«Цветики»
Е.Тиличеевой
«Чудесный

Февраль

Март

Апрель

Май

«Веселые дудочки»
дид.игра.

«Узнай свой
инструмент» дид.
игра

«Громко- тихо»
дид. игра

Развивать звуковысотный слух, узнавать мешочек»
песенки по мелодии.
дид. игра
4) Развитие певческих навыков
Цель: Совершенствовать вокально - исполнительские навыки детей. Пение
песен в ансамбле и соло.
Месяц

Задачи:

Репертуар

Учить детей исполнять песню в
умеренном темпе. Упражнять в
чистом пропевании малой терции и
большой секунды. Брать дыхание
между фразами.

«Тучка-плакучка»
М.Картушина
«Песня о хорошем
настроении» З.Роот

Сентябрь

«Танец огурчиков»
Октябрь Передавать веселый характер песни, М.Картушина
добиваться слаженного пения. Чисто «На мосточке»
интонировать мелодию в
рус.нар.мел.
поступенном движении.
обр.А.Филиппенко
Ноябрь

Учить начинать петь после
вступления, петь легким звуком,
чисто интонируя мелодию

Декабрь Развивать эмоциональную
отзывчивость на музыку, правильно
исполнять поступенный ход
мелодии.
Январь

Передавать веселый, светлый
характер песни. Упражнять в чистом
интонировании большой и малой
терции вниз и вверх.

Февраль Воспринимать и передавать в пении
веселый. Шуточный характер песни.

«Танец мухоморчиков»
М.Картушина
«Ёж» муз.В.Иванников
сл.Л.Некрасовой

«Новогодний хоровод»
А.А.Ивановой
«Рождественская
песенка»Е.Ю.Матвиенко
«Давайте весь мир
любить» З.Роот

Рус.нар.песня
«Комарочек»

Исполнять легким звуком в
подвижном темпе, замедляя его на
последнем куплете. Петь умеренно
громко, но не форсируя звук.
Март

Сохранять чистоту интонации в
пении, правильно передавая
ритмический рисунок. Петь с
сопровождением и без него.

«Добрый лес» З.Роот
«Весна» Н.
Богословского,
сл.Н.Френкель

Апрель

Передавать интонацией доброе
«Тяв-тяв» В.Герчик
отношение к любимому образу,
«Рыбка» М.Красев,
чисто интонировать малую секунду, сл.М.Клоковой
скачки квинты и сексты. Точно
воспроизводить ритмический
рисунок.

Май

Петь естественным голосом в
заданном темпе, пропевать фразы и
окончания без обрывов.
Вырабатывать напевное звучание.

«Танец светлячков»
М.Ю.Картушиной
«Пастушок» слова
народные,
муз.И.Ельчевой

11. Мониторинг освоения детьми программного материала.
Диагностика вокально-хоровых навыков детей проводится два раза в
год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его
способности и соответственно корректировать содержание занятий.
Определение уровня развития голоса и вокально-хоровых навыков
№

Критерии

Показатели

1.

Особенности
голоса

Сила звука

2.

Особенности

низкий
Голос слабый

В голосе

Уровень
средний
высокий
Голос не очень
Голос
сильный, но
сильный
ребенок может
петь
непродолжительно
е время
достаточно долго
Нет ярко
Голос

тембра

слышен хрип
или сип. Голос
тусклый,
невыразительн
ый.
Продолжитель Менее 13 сек
Развитие
ность дыхания
3.
дыхания
(звуковая
проба на «м»)
Пение
знакомой
мелодии с
поддержкой
голосом
педагога.
МузыкальноНеумение
4.
слуховые
пропеть
представления
незнакомую
попевку с
сопровождени
ем после
многократного
ее повторения.
Интонировани
Развитие
е мелодии
звуковысотно
голосом как
го слуха
таковое
отсутствует
Точность
вообще,
5.
интонировани ребенок
я
воспроизводит
только слова
песни в ее
ритме иль
интонирует 12 звука
Не различает
звуки по
Различение
высоте
6.
звуков по
высоте

7.

Вокальнохоровые
навыки

Певческая
установка

Поза
расслабленная
, плечи

выраженного
тембра, но
старается петь
выразительно.

звонкий,
яркий

13-15 сек

Более 15 сек

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением
при
незначительной
поддержке
педагога. Пение
малознакомой
попевки с
сопровождением
после 3-4
прослушиваний.

Пение
знакомой
мелодии с
сопровожден
ием
самостоятель
но. Пение
малознакомо
й попевки с
сопровожден
ием после 12
прослушиван
ий.
Ребенок
Чистое пение
интонирует общее отдельных
направление
фрагментов
движения
мелодии на
мелодии,
фоне общего
возможно чистое
направления
интонирование 2-3 движения
звуков
мелодии

Различение по
высоте звуков в
пределах октавы и
септимы.
Способность
удерживать
правильную позу

Различение
по высоте
звуков в
пределах
сексты и
квинты.
Способность
удерживать
правильную

опущены

8.

9.

10
.

11
.

12
.

при пении
позу при
непродолжительно пении
е время
длительное
время без
напоминания
взрослого.
Пение
Пение
Пение
отрывистое,
естественным
естественны
крикливое
голосом, но иногда м голосом,
Звуковедение
переходящим на
без
крик
напряжения,
протяжно.
Невнятное
Достаточно четкое Умение
произношение произношение
правильно
, значительные согласных и
произносить
речевые
правильное
гласные и
нарушения
формирование
согласные в
Дикция
гласных, но
конце и
неумение их
середине
правильно
слов при
произносить при
пении.
пении
Дыхание
Дыхание
Умение
берется
произвольное, но
брать
Дыхание
непроизвольно не всегда берется
дыхание
между фразами.
между
фразами.
Неумение
Стремление
Умение
петь, слушая
выделиться при
начинать и
товарищей
хоровом
заканчивать
Умение петь в
исполнении
пение вместе
ансамбле
(раньше вступить, с
петь громче
товарищами
других
Пение
Ребенок старается Ребенок поёт
неэмоциональ петь
выразительн
Выразительно ное
выразительно, но
о, передавая
сть
на лице мало
характер
исполнения
эмоций
песни
голосом и
мимикой

В конце года, проверяя уровень развития голоса и слуха каждого
ребенка, педагог предлагает:
- спеть несколько знакомых песен (2-3) в сопровождении
инструмента. При этом отмечается качество пения, характер звучания,
чистота вокальной интонации;
- спеть несложную песню без сопровождения, чтобы выяснить,
может ли ребенок правильно петь без поддержки взрослого;
- спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли
ребенок "настроиться»;
- сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?"
Ребенок отвечает: "Свет-ла-на");
- определись направление движения мелодии на примере песни;
- определить исполненные поочередно высокие и низкие звуки (в
пределах квинты);
- ответить, - кто спел правильно;
- выяснить, какие песни из пройденного репертуара ребенок помнит
и может их петь с сопровождением и без
сопровождения инструмента;
- петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка,
мяукает котенок и кошка);
- петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные
интонации;
- импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый
ребенок придумывает свой мотив. Дети
соревнуются, кто больше придумает попевок;
- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций
и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
- сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с
содержанием ("Веселая песенка», «Грустная песенка» и т.д.)
12. Ожидаемые результаты обучения
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
1. строение артикуляционного аппарата;
2. особенности и возможности певческого голоса;
3. гигиену певческого голоса;
4. понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
1. правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая
плеч;
2. петь короткие фразы на одном дыхании;
3. в подвижных песнях делать быстрый вдох;
4. петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

5. петь легким звуком, без напряжения;
6. принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Заключение
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма
углубленного представления об окружающей действительности. Пение
благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи,
углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные
способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух,
чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и
играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического
развития ребенка.
В методике обучения пению имеется целый ряд приемов,
систематическое использование которых способствует развитию певческих
навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Последовательность применения различных приемов в процессе
обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаджан Т.С. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М.,
«Просвещение» 19 7 г.
2. Бекина С.И., Орлова Т.М, «Учите детей петь» М., «Просвещение», 19 6 г.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей
дошкольного возраста» М., 1991 г.
4. Дзержинская И.Л.«Музыкальное воспитание дошкольников» М., 19 5.
5. Дубровская
Е.А.
«Ступеньки
музыкального
развития»
М.,
«Просвещение». 2003 г.
6. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».
7. Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб.,
«Композитор» 2005 г.
9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.,
Издательство «Скрипторий 2003», 2010
10. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников» М., 19 6 г.
11. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 200
12. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для
детей дошкольного возраста, - Ростов – на - Дону: Феликс, 2007.
13. Метлов М.А. Музыка - детям. Пособие для воспитателей и музыкального
руководителя детского сада. М., "Просвещение", 19 5.
14. Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное
воспитание дошкольников» М.., 1994 г.
15. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.,
- СПб.: Издательство «Лань».1999.
16. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей
детей
дошкольного возраста: методическое пособие для музыкальных
руководителей детских садов, - М., центр «Гармония», 2002.
17. Тарасова К.В. «Пение в детском саду» из опыта работы, журнал
«Музыкальный руководитель» №2 2004 г. Издательский дом
«Воспитание дошкольника».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».