Дизартрия у детей

23.05.2022

«Дизартрия у детей»

В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Почему это происходит?

            Причины следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что меньше родителей уделяют должное  внимание речевому развитию своих детей.

 

            Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка и  проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

            У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким,смазанным звукопроизношением, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

            В физическом статусе детей отмечается общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделениии слюнотечении.

            В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы,которые проявляются в повышенной возбудимости ребенка,или наоборот в вялости, пассивности и двигательной заторможенности. Для дизартриков характерна повышенная утомляемость, низкий интеллектуальный познавательный уровень.

            Если во время родов, раннего развития вашего малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психоневрологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении плохоговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает вас. Во время начатые  коррекционные  мероприятия приводят к хорошим результатам и исправлению речевого нарушения.

            У детей может наблюдаться стертая форма дизартрии. Она проявляется в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. Речь таких детей понятна для окружающих, но нечеткая. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди сверстников, даже не всегда сразу обращают внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Эти дети нечетко говорят, плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может долго держать пищу за щекой. Часто родители идут ребенку на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Наоборот, такому ребенка необходимо учить есть твердые продукты питания: морковь, орехи, сухари и т.п.

            Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом пепекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки. (игровое упражнение «Хомячки» ) Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

            Дети с дизартрией не любят застегивать сами пуговицы, шнуровать обувь. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные , а потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя.Хочу такой сайт

            Для тренировки умения шнуровать используются игрушки «шнуровки», имеющиеся в настоящее время в продаже.

            Дети-дизартрики испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш.  Особое внимание следует уделить постановке руки во время печатания букв и рисования. Можно порекомендовать в данном случае специальные ручки и карандаши с насадками для правшей и левшей.

            Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка  пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими  в кольца ножниц (лучше взять большие ножницы) и проводить совместные действия, последовательно отрабатывать все необходимые  движения.

            Не забывайте, родители, что развивая пальчики малыша — мы стимулируем речевое развитие.

            Таким образом, развитие ребенка с дизартрией проводится по разным направлениям.

            Для быстрейшего достижения результатов родители должны активно взаимодействовать с логопедом, психоневрологом, неврологом, физиотерапевтом, специалистом по лечебной физкультуре.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 02.10.2022

Дата публикации: 23.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».