Онтогенез становления речи детей

06.06.2019

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

В онтогенезе становление речи происходит постепенно.

Самым сензитивным периодом для психического развития ребёнка является младенческий возраст (с рождения до года). Именно в этом возрасте формируются предпосылки для развития речи ребёнка:

- психологические механизмы (внимание, память, мышление);

- механизмы слогообразования – основа для развития экспрессивной стороны речи (говорения);

- механизмы восприятия – основа для развития импрессивной стороны речи (понимания).

В младенческом возрасте начинают интенсивно развиваться зрительное и слуховое восприятие, появляются гуление, лепет, возможность подражать звукам речи, формируются предпосылки для общения ребёнка с окружающими его людьми.

Важное значение в развитии психики имеет ведущий вид деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи. Становление речи у ребёнка первого года жизни представляет собой условно – рефлекторный процесс.

Первыми звуками ребёнка являются крики на действие сильных внешних и внутренних раздражителей. В крике преобладают гласные звуки, имеющие назальный оттенок.

На второй-третьей неделе появляется слуховое сосредоточение: ребёнок как бы «замирает», услышав резкий звук, голос мамы, поворачивает голову в сторону источника звука.

К третьей-пятой неделе развивается зрительное сосредоточение. Ребёнок задерживает взгляд на ярком предмете, лице мамы, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. В процессе общения у него эмоциональная реакция в виде «комплекса оживления». Комплекс оживления указывает на то, что:

- ребёнок настроен на взрослого;

- он реагирует на взрослого;

- у него появляется социальная потребность в общении.

Таким образом, у ребёнка появляется особый невербальный язык общения – язык движений. Он выражает потребности и эмоции ребёнка. Речедвигательный анализатор начинает формироваться в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами. Малыш начинает активнее гулить в процессе непосредственного общения с ним. Постепенно он сосредотачивается на слуховых и артикуляционных ощущениях, что очень важно для образования первых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. Период гуления (2 - 6 месяцев) совпадает с активизацией общей моторики. У ребёнка появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения.

К 2 - 3 месяцам крик становится более модифицированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребёнка. В этот период ребёнок начинает осваивать совокупность гласных, которая начинается с освоения широкого гласного [ а ], а спустя некоторое время ребёнок осваивает систему из трёх гласных [ а, и, у ].

В 3 – 4 месяца ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты.

Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

Период лепета (5 - 9 месяцев) характеризуется дальнейшим совершенствованием моторики ребёнка: формируются функции сидения, ползания, захвата предметов и манипулирования ими. В 5 – 6 месяцев у ребёнка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа ], а также язычных звуков [тааа, лааа ], которые затем сменяются цепями из стереотипных сигментов с шумовым началом [ тя – тя – тя ] и т. п., затем - цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [ те – тя – те ]. Ребёнок овладевает структурой открытого слога, который является структурной единицей русской речи.

В период от 9 до 18 месяцев («период лепетных псевдослов», по определению Винарской) происходит начальный этап речевого развития ребенка. Для этого периода характерно интенсивное формирование артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук. В девять месяцев малыш берёт мелкие предметы тремя пальцами, показывает пальцами на привлекающий его предмет. Появляется активная манипулятивная деятельность. Ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу, постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые [ба-ба, ма-ма, би-би] и т.п., что напоминает повторение слогов в лепете. Постепенно ребенок выделяет из слова ударный слог, который характеризуется динамическим напряжением и занимает в большинстве случаев начальную позицию.

Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонетической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.

К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные – [ а, у, и ] и согласные – [ п, б, м, н, т, д, к, г ]. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения и приобретает характер языкового средства, ведущей формой деятельности становится исследовательская деятельность. Малыш исследует предметы через сенсорные каналы (зрительный, тактильный и т. д.). Он начинает манипулировать предметами с целью выявления их функционального назначения, что является мощным стимулом для развития речи. На базе практической деятельности идёт процесс обогащения словаря. Накапливаются лексемы для обозначения предметов, действий, качеств. В результате в преддошкольном возрасте у ребёнка формируются базовые функции речи:

- назывная функция. Ребёнок попадает в мир предметов и узнаёт, что у каждого предмета есть имя. Он начинает соотносить предмет с обозначающим его словом;

- коммуникативная функция. Ребёнок начинает активно общаться с окружающими сначала при помощи «слов-корней», широко используя мимику, жесты, интонацию.

На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки [э, ы, и], но твёрдые согласные у них звучат как мягкие. У детей возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребёнок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова. Предметная соотнесённость слова является решающим фактором для развития фонематического слуха. Словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.

          Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи и по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребёнка ещё не соответствует норме. В этом возрасте ребёнок пытается приблизить своё произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук [ц] заменяется звуком [ть] или [сь], звуки [ч и щ] – звуками  [ть и сь] соответственно, звуки [л и р] – звуком [ль] или[й],шипящие и твёрдые свистящие – [ть, дь]. К трём годам чётко оформляются артикуляции губно –зубных: [ф, в и фь, вь],  словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети ещё неправильно произносят длинные и мало знакомые слова, начинают  говорить короткими предложениями, состоящими из нескольких слов.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т.е. у них происходит дальнейшее развитие фонематических процессов. Ребёнок говорит правильно построенными фразами, умеет обобщать предметы в группы. Словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной и  связной.

На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – [л, р, рь]. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуется: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи, словарный запас увеличивается до 2500-3000 слов, ребёнок говорит почти как взрослый, правильно произносит все звуки, пересказывает текст, сравнивает и оценивает действия героев. 

                     Материал подготовила учитель – логопед

Зорина Оксана Юрьевна

 



Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.