Образовательные программы коррекционно - развивающей работы

06.06.2019

01.01.2017

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы.». Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение. Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе. Данная программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения. Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания. Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 5—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях.

 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»..doc

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Аннотация образовательной программы коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечения выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Воспитание и коррекционно – развивающая работа, осуществляется на основе «Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (авторы-составители Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2008). Целью образовательной программы учителя – логопеда на группе компенсирующей направленности является реализация комплекса мер по осуществлению всестороннего, гармоничного развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями. Основные задачи образовательной программы: 1. Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты. 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе и обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования. 3. Обеспечение познавательного, речевого, социально-личностного развития воспитанников на основе формирования любознательности, самостоятельности, инициативности для повышения их компетентности в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. 4. Осуществление квалифицированной комплексной коррекции отклонений в речевом развитии воспитанников. Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем образовательной деятельности рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Главная идея заключается в реализации задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, программа имеет в своей основе следующие принципы: • Принцип индивидуализации, учёта возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребёнка • Принцип признания каждого ребёнка полноправным участником образовательного процесса • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка • Принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников • Принцип систематичности • Принцип постепенности и концентрического наращивания информации • Принцип конкретности и доступности, соответствия требований, методов, приёмов и условий индивидуальным и возрастным особенностям детей. Основной формой работы является игровая деятельность - основная форма деятельность дошкольников. Все коррекционно – развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, возможностей и способностей, и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (ОНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Основные направления работы: • Развитие словаря • Формирование и совершенствование грамматического строя речи • Развитие фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемости; совершенствование фонематических процессов, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза) • Развитие связной речи • Формирование коммуникативных навыков • Подготовка к обучению грамоты Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционно – развивающей работы, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимают во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, в соответствии с ФГОС ДО. В рабочей программе прописаны организация развивающей предметно-пространственной среды, интеграция усилий учителя – логопеда и воспитателей, взаимодействие с семьями воспитанников.Хочу такой сайт

 Программа группа ФГОС 2015.doc

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Аннотация к образовательной программе развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта МАДОУ №586 «Остров детства».

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с использованием в качестве базовых программ дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи (автор-составитель Г.В. Чиркина) и программы «Детство», реализуемой в МАДОУ № 586, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Целью образовательной программы является реализация комплекса мер по осуществлению всестороннего, гармоничного развития детей в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями. Основные задачи образовательной программы: 1. Обеспечить полноценное физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие воспитанников на основе формирования любознательности, самостоятельности, инициативности для повышения их компетентности в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми. 2. Развивать у дошкольников способности к творческому самовыражению в различных сферах деятельности, эмоционально-оценочного отношения к природному и рукотворному миру в ближайшем окружении на основе этнокультурных особенностей родного края - Среднего Урала. 3. Осуществлять квалифицированную комплексную коррекцию отклонений в речевом развитии воспитанников. Принципы и подходы к реализации программы 1. Соответствие содержания образования требованиям развития общества, культуры, науки, личности. 2. Соответствие содержания образования имеющимся программно-методическим, дидактическим и материальным условиям МАДОУ. 3. Принцип единства содержательной и процессуальной стороны обучения и воспитания. 4. Принцип структурного единства содержания образования. 5. Принцип гуманизации содержания образования. 6. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. 7. Принцип систематичности и последовательности. 8. Принцип доступности обучения. 9. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. В условиях логопедического пункта ДОУ общепедагогические принципы сочетаются с принципами организации коррекционно-воспитательной работы: 1. Коррекционная направленность развития и воспитания детей с нарушениями речи. 2. Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями речи в воспитании и развитии. 3. Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений и компенсации нарушения речи. 4. Обеспечение уровня подготовки детей с нарушениями речи для успешной интеграции и социальной адаптации в обществе. 5. Индивидуализация коррекционно-развивающей работы в зависимости от клинических форм речевой патологии и функциональных отклонений развития. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Отличительные особенности образовательной программы логопедического пункта: 1. Содержание программы выстроено в соответствии с требованиями ФГОС к коррекционной работе и на основе компонента МАДОУ. 2. Содержание программы выстроено системно в двух видах образовательной деятельности: регламентированной и нерегламентированной. 3. Содержание программы выстроено с учётом реализации модели коррекционно-адаптационного воспитания и развития детей с нарушениями речи, которая предусматривает создание условий для обеспечения комплексного подхода к организации коррекционной помощи детям: коррекционно-развивающие занятия по исправлению нарушений речи, система работы по социально-бытовой ориентации, адаптации и самореализации дошкольников, психолого-педагогическое сопровождение и медико-психологическая реабилитация. Организация коррекционно-развивающей работы в МАДОУ предполагает предварительное выделение ведущей недостаточности в структуре разных речевых нарушений с целью оптимизации коррекционно-развивающего процесса. В образовательной программе прописана развивающая предметно-пространственная среда, периоды и направления коррекционно-развивающей работы (развитие фонетической и фонематической стороны речи, совершенствование слоговой структуры слов, развитие лексики, грамматического строя и связной речи).

 программа логопункта МАДОУ №586 2015 г.docx

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».