Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 586 «Остров детства» (далее - ДОУ) реализует основную общеобразовательную программу образовательную программу дошкольного образования (далее - ООП ДО) в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности. В группе компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ООП ДО определяет конкретное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержание образования направлено н содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права воспитанников на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы дошкольного образования
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного
детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерным
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому результаты освоения детьми ООП ДО представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Основные характеристики развития ребенка
представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на возрастных
разных этапах дошкольного детства: с учетом образования и развития детей
раннего возраста (к 3 годам) и дошкольного возраста (к 7 годам).
Раннее Детство. К трем
годам:
‒ ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий‒ использует специфические,
культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
‒ владеет
активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами
и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и
игрушек;
‒ стремится
к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
‒ проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
‒ ребенок
обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения
культуры и искусства;
‒ у ребёнка
развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
Взаимодействие
со сверстниками и взрослыми окрашено яркими эмоциями:
- в короткой игре воспроизводит действия взрослого, осуществляя игровые
замещения;
- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет
простейшими навыками самообслуживания;
- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки,
двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические
впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности;
- с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях,
стремится осваивать различные виды движений (перепрыгивание, лазанье,
перешагивание и др.).
Дошкольное
детство
Планируемый
результат освоения детьми обязательной части ООП ДО к концу дошкольного периода детства:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять
звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живёт;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их
проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно
варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных
особенностей развития конкретного ребенка.
ООП ДО строится на основе общих закономерностей развития личности детей
раннего и дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии
могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и
социального развития личности. Поэтому в целевых ориентирах ООП ДО, реализуемых
с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ),
учитываются не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности,
степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические
особенности развития ребенка.